Как проверить натяжение зубчатого ремня
- 05 июля 2022 23:02:32
- Просмотров: 730
Для синхронизированной передачи усилия вращения между двумя или несколькими валами используется зубчатый ремень для привода. За счет сцепления зубцов на ленте и шкиве обеспечивается высокий КПД (около 96%), износостойкость и малый процент растяжимости ленты. Но это не означает, что об установленном ремне можно забыть до окончания эксплуатационного срока. Чтобы устройство работало на 100%, необходимо контролировать степень натяжения.
Признаки ослабленного ремня генератора
Насколько важно правильное натяжение ременной передачи, проще всего объяснить на примере автомобильного ремня генератора. Одним из симптомов того, что лента недостаточно натянута, является характерный свист, появляющийся при включении двигателя.
Ослабление ремня по цепочке отражается на всех силовых агрегатах. Происходит следующее:
- падение оборотов приводного узла генератора;
- снижение вырабатываемого электрического напряжения;
- недостаточный заряд аккумуляторной батареи, о котором часто сигнализирует лампочка на приборной панели;
- повышение нагрузки на силовые механизмы, которые вынуждены компенсировать недостаток электропитания;
- быстрая изнашиваемость подшипников коленвала и шкива генератора;
- перегрев и скорый выход из строя самого ременного привода.
Регулировка и проверка степени натяжения ременной передачи
Проверка правильности натяжения ремня — обязательная часть сервисного обслуживания авто. В условиях гаража натяжение тестируют, придавив ленту на самом большом участке между валами с усилием 10 кг. Ремень, натянутый в пределах нормы, должен отклониться от шкива примерно на 10-15 мм, в зависимости от типа генератора.
Порядок коррекции натяжения зависит от марки автомобиля и типа регулировочного устройства. В классике советского автопрома — «копейках», «шестерках» и других машинах, проверенных временем, крепление генератора к моторному отсеку выполняется с помощью планки, которая фиксируется болтом с гайкой.
Чтобы натянуть или отпустить ремень, необходимо ослабить гайку и выставить планку в положение, при котором натяжение приводного устройства будет оптимальным.
Для проверки заводят авто, включают все, что есть на борту (ближний и дальний свет, вентиляцию, печку, кондиционер, магнитолу) и следят, насколько ровно и мощно функционируют приборы. Если оборудование не «проседает», а генераторный ремень не издает посторонних звуков, — все выполнено правильно.
В автомобилях «ВАЗ» поновее и посвежее вместо планки и болта установлен регулировочный ролик. В таком случаем регулировка уровня натяжения происходит следующим образом:
- Ключом на 17 ослабляют болт, фиксирующий положение регулировочного ролика.
- С помощью специального регулировочного ключа поворачивают ролик по ходу или против часовой стрелки, в зависимости от того, что нужно сделать — подтянуть или отпустить ремень.
- Возвращают фиксирующий болт в начальное положение.
- Тестируют работу автомобильных систем, как это сказано выше.
Помимо проверки оборудования на борту, опытные мастера рекомендуют выполнить еще несколько несложных манипуляций:
- Повернуть коленвал гаечным ключом 2-3 раза.
- Убедиться, что натяжение осталось неизменным.
- Прокатиться на машине один-два километра.
- Перепроверить степень регулировки.
Автомобили зарубежного производства, сошедшие с конвейера после начала 2000-х, оснащены автоматическим роликовым устройством, корректирующим силу натяжения ремня посредством встроенных пружин. Владельцу остается лишь своевременно проходить сервисное обслуживание и обращать внимание на подсказки бортового компьютера.